Уход за безынерционной катушкой

Аватара пользователя
admin
Администратор
Администратор
Сообщения: 861
Зарегистрирован: 07 авг 2013, 13:15
Имя: Виталий
Фамилия: Рыбаков
Место проживания: Ульяносвк
Телефон: 8999999999
Благодарил (а): 4 раза
Поблагодарили: 36 раз
Контактная информация:

Уход за безынерционной катушкой

Сообщение admin »

Как ухаживать за безынерционной катушкой?
Автор статьи П. Мотарев ( Журнал Рыболов-Elite № 4/1995 г. )

Владельцы безынерционных катушек зачастую не имеют представления о том, каким должен быть хотя бы минимальный уход за катушкой, чтобы она не подвела на рыбалке, радовала своим мягким ходом и по возможности дольше прослужила. Между тем даже новая, недавно приобретенная катушка нуждается в подготовке ее к эксплуатации.

Перед рыбалкой :grandpa:

Прежде всего нужно установить катушку на спиннинговое удилище и намотать немного лески на шпулю. Желательно сымитировать нагрузку, возникающую при поимке рыбы, - для этого следует натянуть леску, одновременно подкручивая катушку. Таким образом вы сможете оценить реальные тяговые и скоростные характеристики вашей катушки, определить оптимальный режим ее эксплуатации. Катушка должна иметь "бархатный" ход и мягкий сброс дужки лесоукладывателя.

Затем вы наматываете на шпулю необходимое количество лески, выбранной вами для предстоящей рыбалки. Она должна заполнять шпулю целиком, не доходя 1-2 миллиметра до верхней кромки, тогда леска будет легко сходить при выполнении дальних забросов. Если лески не хватает, привяжите к ее концу отрезок более толстой лески (еще лучше - бэкинг) и дважды перемотайте ее на другие шпули, а в третий раз - на шпулю, которая будет стоять на вашей катушке во время рыбалки. При этом привязанный конец окажется внизу, а основная леска - сверху.

Другой способ приподнять леску - установить внутри шпули специальный вкладыш, изготовленный из твердого пенопласта, пробки, пластмассы или дерева. Смастерить их нетрудно (рис.1).

Еще одно важное для безупречного схода лески условие - борт шпули должен быть абсолютно гладким, без малейших заусенцев. Исследуйте его самым тщательным образом и при необходимости отполируйте мелкой наждачной бумагой, а затем пастой ГОИ на кусочке фетра, войлока и т.п. (рис.2).

1. Шпули и вкладыши.

Изображение

2. Справа шпуля со специально отполированным бортом, слева - без дополнительной обработки.

Изображение

На рыбалке вам может понадобиться леска разных диаметров. Хорошо, если в комплект вашей катушки входит одна или несколько запасных шпуль - на них наматывают резервную леску. Если же вы их не купили, можно выточить на токарном станке или заказать нашпульники из фторопласта или нержавеющей стали - на рыбалке они дадут вам дополнительную свободу маневра (рис.3).

В катушке, долго пролежавшей без эксплуатации, механизм мог "слипнуться", поэтому погоняйте ее на холостом ходу, проверьте работу всех узлов и постарайтесь их отрегулировать.

Если катушка издает нехарактерные звуки - пищит, визжит, шипит или вращается с усилием, попробуйте разобрать ее и найти причину. Для этого вам понадобится ремонтный набор: ключи, отвертки, пинцеты, а также чистая хлопчатобумажная вата или ветошь, смазки, очищенный бензин,спирт.

3. Фторопластовые нашпульники.

Изображение

4. Снята шпуля.

Изображение

Осматривайте катушку только на хорошо освещенном столе, покрытом плотной бумагой, и по возможности заглядывая в сборочный чертеж, если он был приложен к паспорту катушки. Сначала вы снимаете шпулю (рис.4) и рукоятку (рис.5).

Раньше катушки разбирались со стороны рукоятки - там располагалась крышка, сняв которую вы получали доступ к внутреннему механизму. Теперь большинство моделей сконструировано таким образом, что сразу крышку снять нельзя - сначала надо с помощью ключа отвинтить гайку ротора и передвинуть ротор вперед. Тогда появится возможность отвинтить внутренние винты и снять крышку корпуса.

Некоторые фирмы покрывают внешние винты темным декоративным лаком под цвет катушки, а внутренние остаются светлыми - тогда их легко отличить (рис.6).

5. Снята рукоятка.

Изображение

6. Сдвинут ротор и снята крышка корпуса.

Изображение

Удалив крышку, вы можете снять и главную шестерню, что открывает доступ к другим шестерням ротора и узлу раскладки лески. Если при осмотре внутреннего механизма вы заметили, что смазка в каком-то месте потемнела, это должно вас насторожить. Черный налет - продукт износа; кроме того, в узел могла попасть грязь извне либо грязной была сама прежняя смазка.

Надо плотно обернуть пинцет кусочком хлопчатобумажной ваты и аккуратно удалить всю старую смазку, провернуть ротор - откроется доступ к еще не очищенным местам (рис.7-10). После работы не забудьте маленьким пинцетом снять с механизма все волоски от ваты. Сухая вата лучше впитывает отработанную смазку, но если грязь застарела или слишком обильная, можно смочить вату в спирте.

7. Удаляется смазка с деталей главной передачи.

Изображение

8. Удаляется смазка с главной шестерни.

Изображение

Какую смазку предпочесть? Каждая фирма - производитель катушек выпускает также и смазку, и для каждой катушки лучше пользоваться "родным" маслом.

9. Удаляется грязь из труднодоступных мест.

Изображение

10. Чистый внутренний механизм катушки.

Изображение

Можно взять, конечно, и другое, но предварительно следует навести справки о его свойствах. В современных катушках много пластмассовых деталей, и даже очень хорошее масло, предназначенное для смягчения трения металла о металл, может разрушить эту катушку в два счета. Кроме того, возьмите себе за правило не пользоваться маслами, в которых вы лично не уверены. Масло с неизвестными присадками, грязные смазки или полученные в результате подозрительных химических опытов могут навсегда лишить вас любимой и весьма дорогостоящей катушки...

Прежде чем залить в катушку новую смазку (рис.11-12), надо тщательно удалить всю старую - иногда они бывают несовместимы.

11. Наружное смазывание катушки.

Изображение

12. Смазывание внутреннего механизма.

Изображение

Если в катушке зашипели подшипники, ее эксплуатацию надо немедленно прекратить. Наиболее уязвим подшипник узла лесоукладывателя — через его ролик проходит мокрая леска, которая несет с собой грязь, песок и т.д. Можно протереть подшипник сухой ваткой, но иногда требуется снять его с катушки (рис.13) и опустить пинцетом (или надев на коническую палочку) в чистую банку, куда налит очищенный бензин (для зажигалок или "Калоша"; автомобильный не годится - он содержит взвеси). Там подшипник надо слегка повращать (чтобы вся грязь и старая смазка растворились в бензине), протереть и поставить на место.

Смазка для катушек обычно выпускается двух видов - густая и жидкая. Тихоходные подшипники (на ручках) и внутренний механизм катушки требуют густой смазки, например Mitchell X3. Быстроходные подшипники (на дужке при подмотке, например, вращаются со скоростью около 1000 оборотов в минуту) нуждаются в жидкой смазке - типа Mitchell X7.

Для поездок на рыбалку рекомендуется сшить легкий капроновый чехол на синтепоне для катушки и пришить к нему специальный карман для походного ремонтного набора: инструментов, запчастей и тюбиков со смазкой (рис.14). Такой чехол удобен при хранении и транспортировке, а если и намокнет, то быстро высохнет.

13. Разобранный узел лесоукладывателя.

Изображение

14. Чехол, катушка, запасные подшипники, инструменты для ремонта, тюбики со смазкой, спирт.

Изображение

Если вы купили смазку не в тюбиках, а во флаконах, перелейте часть ее в использованный одноразовый шприц и наденьте на него иголку - с помощью такой масленки проще будет при необходимости "оживлять" подшипники или внутренний механизм.

На рыбалке :grandpa:

Чтобы рыбалка не превращалась в нервотрепку, советую, помимо основной, брать с собой еще и запасную катушку.

Перед самым началом эксплуатации погоняйте катушку на холостом ходу, отрегулируйте, подтяните где надо, чтобы она не подвела вас при первом же забросе. Если вы услышите хруст, визг, катушку заклинило или подшипник шипит, уберите ее в чехол и ловите запасной. Если же такой возможности нет, расстелите на земле тряпку или газету (главное, чтобы было чисто - ни песка, ни грязи) и проведите простейший техосмотр.

Причины "нештатного поведения" катушки могут быть разными. Если погода слишком холодная, смазка загустела и ход становится чересчур тугим, достаточно капнуть из тюбика или шприца свежей смазки. То же самое можно сделать с чуть попискивающим подшипником узла лесоукладывателя, если в него попала вода от мокрой лески, но предварительно надо, сняв шпулю, быстро повращать катушку вперед, тогда вода веером вылетит наружу вместе со старой смазкой.

Другое дело, если вы уронили катушку в воду. Ни в коем случае не вращайте рукоятку, иначе грязь из воды попадет в подшипник. Попытка проверить, все ли с катушкой в этом случае в порядке, - едва ли не самая распространенная ошибка спиннингистов. Ловите другой катушкой, а эту по приезде домой разберите, вытряхните воду, удалите смазку, просушите ветошью или феном, подшипник промойте в очищенном бензине, все соберите и заложите новую смазку.

Катушки высокого класса дороги, и столь тщательный уход себя окупит, потому что так вы продлеваете ее работоспособное состояние.

Если вы уронили катушку в песок, постарайтесь поднять ее не переворачивая, чтобы он не насыпался внутрь, и обмахните ее метелкой из травы. Снимите шпулю и проверьте, налип ли песок вокруг штока ротора. Если да, эксплуатацию катушки лучше прекратить, иначе песок затянется внутрь ротора и попадет на шестерни. Дома ее следует, разобрав, тщательно протереть. Но вероятность того, что песок попадет внутрь, не так велика, как у воды, - конструкция катушек по возможности предохраняет их механизм от этой неприятности.

Наиболее уязвимые узлы катушки :grandpa:

Ролик лесоукладывателя иногда издает при работе катушки нехарактерные звуки. В этом случае в зазоры надо капнуть смазку (рис.15).

Возвратная пружина механизма лесоукладывателя часто выходит из строя. Купить ее нельзя, но нетрудно сделать самому с помощью плоскогубцев, круглогубцев и бокорезов из стальной нержавеющей каленой проволоки, только диаметр рекомендую на 0,1 миллиметра меньше - тогда и пружина будет работать мягче (рис.16). В крайнем случае на рыбалке можно сделать пружину из английской булавки.

15. Смазывание ролика лесоукладывателя.

Изображение

16. Запасная возвратная пружина дужки лесоукладывателя.

Изображение

Ручка в месте ее крепления к корпусу разбалтывается, появляется люфт, который лучше устранить сразу. Для этого надо иметь набор регулировочных шайб, с помощью которых и "выбираются" люфты. В хороших катушках с торца подшипника всегда стоят шайбы - для точной регулировки зубчатого зацепления.

Пластмассовые втулки под главной шестерней обычно устанавливаются в относительно недорогих катушках (в дорогих - стоит подшипник). Они быстро изнашиваются, поэтому рекомендуется запастись более износостойкими втулками (рис.17), например тефлоновыми.

17. Запасные втулки-опоры главной шестерни.

Изображение

Бывают ситуации, когда лучше ловить катушкой со втулками, нежели с подшипниками, - например в мутной воде, где много песка, который может быстро вывести катушку из строя. Втулки же песка не боятся, поскольку плотно охватывают опорные шейки.

После рыбалки

Приехав с рыбалки, тщательно протрите катушку. Она может быть в рыбьей слизи, земле, песке. Если в ней нет подшипников, то можно протереть влажным тампоном, а затем сухим полотенцем или быстро просушить феном.

Если катушка нормально работает, вы с ней аккуратно обращаетесь, то ее лучше лишний раз не разбирать. Открытые, доступные места можно протереть спиртом (он быстро улетучивается), капнуть смазки на ролик лесоукладывателя.

Но следует помнить, что чем ниже класс катушки, тем чаще в нее нужно заглядывать. Катушки с одним подшипником надо проверять дважды за сезон, катушки высокого класса могут уверенно проработать без "техухода" и два года. Как только "бархатный" ход пропал - пора ее проверить.

В конце рыболовного сезона проведите консервацию вашей катушки: удалите грязь, старую смазку, промойте подшипник в бензине (закрытые подшипники в удалении смазки не нуждаются), заправьте катушку свежей смазкой, погоняйте на холостом ходу и заложите на хранение.
Создавая новую Тему, не считайте себя Создателем — это право Вам дано Админом!
Аватара пользователя
Сахалинский
Модератор
Модератор
Сообщения: 19756
Зарегистрирован: 07 авг 2013, 18:09
Имя: Евгений Валентинович
Фамилия: Софронов
Место проживания: Ульяновск
Телефон: 917-624-72-87
Благодарил (а): 6578 раз
Поблагодарили: 12112 раз
Контактная информация:

Re: Уход за безынерционной катушкой

Сообщение Сахалинский »

А вы подготовили свои катухи к следующему сезону ? :lasso:
Группа в "тelegram" ► https://t.me/priroda_73
"Богат не тот, у кого всего много, а тот, у кого мало, а хватает на многое".
Аватара пользователя
Schortan
Живу я тут
Сообщения: 1053
Зарегистрирован: 19 авг 2013, 20:21
Имя: Алексей
Фамилия: Ширтанов
Место проживания: Засвияжский р-он
Телефон: 8-904-183-22-91
Поблагодарили: 2 раза
Контактная информация:

Re: Уход за безынерционной катушкой

Сообщение Schortan »

А каким маслом надо смазывать или просто почистить надо.?
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.....
Аватара пользователя
Сахалинский
Модератор
Модератор
Сообщения: 19756
Зарегистрирован: 07 авг 2013, 18:09
Имя: Евгений Валентинович
Фамилия: Софронов
Место проживания: Ульяновск
Телефон: 917-624-72-87
Благодарил (а): 6578 раз
Поблагодарили: 12112 раз
Контактная информация:

Re: Уход за безынерционной катушкой

Сообщение Сахалинский »

schortan писал(а):А каким маслом надо смазывать или просто почистить надо.?
Специальная смазка для безынерционных катушек иногда продаётся в рыболовных магазинах.... Видел в РО.

Можно использовать любую смазку на литиевой основе с EP комплексом. Полное название - многоцелевая смазка Chevron Delo Grease EP NLGI 2 – один из продуктов семьи Delo. Разработана с целью уберечь детали от чрезмерного износа, который может проявиться при эксплуатации в тяжелых условиях. Рекомендуемый диапазон температур: -18°С - +177°С

Изображение

Такая смазка используется при ремонте инструмента от фирмы Bosch или Makita.
Я купил немного такой смазки в сервисном центре по ремонту инструмента от фирмы Bosch или Makita Сервисный центр находится на Московском шоссе, у перекидного моста.

Можно использовать моликотовую смазку....
Моликотовая смазка является самой подходящей как для инструмента, так ещё для копировальной техники. Ее главное преимущество перед остальными заключается в высокой термостойкости. При смазывании ею термоэлементов и прочих деталей термоблоков можно не опасаться возгорания: хорошая Моликотовая смазка должна выдерживать температуры от 350 °С и выше.

Изображение
Группа в "тelegram" ► https://t.me/priroda_73
"Богат не тот, у кого всего много, а тот, у кого мало, а хватает на многое".
Аватара пользователя
danil73rus
Давно я тут
Сообщения: 176
Зарегистрирован: 05 мар 2014, 09:28
Имя: Даниил
Фамилия: Неткасов
Место проживания: Ульяновск
Контактная информация:

Re: Уход за безынерционной катушкой

Сообщение danil73rus »

Всем привет! На форуме есть кто проводит т.о. и ремонт безынерционных катушек?
Аватара пользователя
legrand81
Давно я тут
Сообщения: 422
Зарегистрирован: 17 сен 2014, 15:09
Имя: Алексей
Фамилия: Морозов
Место проживания: Димитровград
Телефон: +7929-793-57-11
Контактная информация:

Re: Уход за безынерционной катушкой

Сообщение legrand81 »

danil73rus писал(а):Всем привет!На форуме есть кто проводит т.о и ремонт безинерционных катушек?
Т.о. своим катушкам сам делаю, там ничего сложного, да и повремени не долго. А вот с ремонтом не сталкивался пока, но что то мне подсказывает, основной проблемой, при ремонте возникнет в запчастях.
Изображение
Аватара пользователя
danil73rus
Давно я тут
Сообщения: 176
Зарегистрирован: 05 мар 2014, 09:28
Имя: Даниил
Фамилия: Неткасов
Место проживания: Ульяновск
Контактная информация:

Re: Уход за безынерционной катушкой

Сообщение danil73rus »

Я один раз попробовал сделать т.о с катушки вылетела какая то пружина до сих пор не зная откуда она взялась но катухер и без неё работала на ура пока совсем не сломал.Щас у меня заубер 3000 люфтит шпуля кто подскажет в чём дело?
Аватара пользователя
legrand81
Давно я тут
Сообщения: 422
Зарегистрирован: 17 сен 2014, 15:09
Имя: Алексей
Фамилия: Морозов
Место проживания: Димитровград
Телефон: +7929-793-57-11
Контактная информация:

Re: Уход за безынерционной катушкой

Сообщение legrand81 »

А другую шпулю ставить не пробовали? Если проблема с другой шпулей исчезнет, то проблема в шпуле, если нет то надо смотреть дальше. Либо эту шпулю попробовать на другой катушке.
Изображение
Аватара пользователя
Kudryashev
Живу я тут
Сообщения: 1531
Зарегистрирован: 24 ноя 2013, 20:47
Имя: Алексей
Фамилия: Кудряшев
Место проживания: Ульяновск
Телефон: 89022164030
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 1 раз
Контактная информация:

Re: Уход за безынерционной катушкой

Сообщение Kudryashev »

А фото есть?
Аватара пользователя
Valerian
Живу я тут
Сообщения: 1257
Зарегистрирован: 16 авг 2013, 20:12
Имя: Валерий
Фамилия: Александрович
Место проживания: Ульяновск
Благодарил (а): 60 раз
Поблагодарили: 260 раз
Контактная информация:

Re: Уход за безынерционной катушкой

Сообщение Valerian »

danil73rus писал(а):с катушки вылетела какая то пружина до сих пор не зная откуда она взялась
В инете есть схемы всех катушек,и при покупке в коробке есть бумажка со схемой...Там и ищи от куда взялась
пружинка...Если кто нибудь не пошутил,с подбросом запчасти :)
А мне по барабану...
Аватара пользователя
Мельник
Давно я тут
Сообщения: 116
Зарегистрирован: 02 дек 2013, 13:02
Имя: Алексей
Фамилия: Мельников
Место проживания: -
Телефон: -
Контактная информация:

Re: Уход за безынерционной катушкой

Сообщение Мельник »

Имеется катушка кайда) 2 сезона отловил, но в конце начала клинить, решил разобрать и смазать, ладно решил я это затеять с утрища :) Как вы все понимаете, весь день пришлось посвятить именно этому занятию. а проблема сборки была в том, что шестеренки притерлись друг другу в одном положении и отказывались работать, когда были в другом)) Пришлось искать старый вариант ооочень долго :wall: Хотелось пойти и новую купить :)
Ответить

Вернуться в «Снасти и снаряжение на летней рыбалке»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостя